Feel the power of music :)

Усилитель LM3886 Mauro + Vidalgo

Думаю, каждый, кто имел дело с LM3886, слышал/видел/собирал схему Мауро. Об этом свидетельствуют отзывы на разных форумах, тысячи радиолюбителей со всего мира повторили эту схему. Автором является итальянский радиолюбитель Mauro Penasa. Особенностью этой схемы является включение ЛМ3886 в токовом режиме, по так называемой мостовой схеме токовой помпы Хауланда. Источником вдохновения итальянцу послужил усилитель Musical Fidelity A370. Описание и принцип работы автор изложил в этой статье: mauro_description_eng (pdf, английский язык). Изначально авторский вариант был выполнен на одной плате (2 канала) с общим блоком питания и защитой, далее было много модификаций и тюнингов этой схемы. Речь пойдёт об одном из них.

LM3886 Mauro Vidalgo

Усилитель LM3886 Mauro под редакцией Виталия Овсейцева (Vidalgo). Авторское описание проекта — http://vidalgo.com/DYA/pcb-Mau2.htm. Я не буду повторять слова автора, всю техническую часть, связанную с тюнингом, можно почерпнуть по ссылке выше. Усилитель представляет собой моноблок, с блоком питания на борту и узлом защиты/задержки подключения нагрузки к усилителю. Собранные платы:

IMG_1159

Лично мне такое решение – всё на борту – очень нравится. Для усилителей с выходной мощностью до 50Вт такое решение имеет только плюсы. Нет необходимости городить плату БП с выпрямителем и ёмкостями, ведь зачастую суммарная ёмкость таких усилителей около 10 тыс мкф в плечо, напряжение – до 35В, что позволяет банки фильтра и диоды вместить на плату усилителя. Это особенно важно в многоканальных системах, а также, когда корпус небольшой и пытаешься запихнуть в него 4 канала с 4-мя платами БП.

Ещё одной особенность этой платы – можно применять как смд элементы, так и выводные (не все, естественно, такая универсальность ни к чему). В основном резисторы и конденсаторы :). Самые критичные элементы схемы, которые влияют на звук, и на которые надо обратить внимание при сборке:

  • резисторы в “мосту”. Должны быть с допуском 0,1%, с минимально возможным ТКС. Я ставлю “то, что доктор прописал” — Vishay Dale специальной прецизионной серии TanFilm (тонкопленочные на основе нитрида тантала). У нас, в Беларуси, достать такие, тем более в количестве 4-8 штук, нереально ) К слову, на диджикее такие стоят по баксу / штука :). Но кто ищет, тот всегда найдёт. Ещё пробовал ставить Susumi, RG серию, тоже показала отличный результат и повторяемость. Из вариантов – можно попробовать найти прецизионные советские С2-29 (зелёные). Ну если совсем худо – берём мех обычных 1 — процентных резисторов и подбираем с макс. точностью, благо купить такие сейчас не проблема.
  • конденсатор в цепи ООС. Я, честно, пробовал ставить в один канал обычный китайский электролит, той же ёмкости, чтобы своими ушами проверить, как это повлияет на звук :). Не зря автор поставил туда Silmic. Разница очень заметна, хотя и с обычным электролитом усилитель работает ))). Больше всего понравилось с Ничиконом BP, его я и оставил в конечном варианте
  • выходной мощный резистор. Сюда лучше поставить качественный резистор, с минимальной собственной индуктивностью. Будет работать и с обычным проволочным резистором типа KPN, сопротивлением 0,22-0,33 Ом. Проверено. Но всё же оставлен Vishay Dale 0,22Ом, 4Вт, по той причине, что был уже куплен.
  • реле, как ни странно, потому как именно этот элемент и коммутирует нагрузку к выходу усилителя. Реле Omron, серия G2RL, с контактами, покрытыми серебром. Такие же реле ставят на платы ZD-50. Лучшей замены по стоимости и качеству я не нашёл.
  • ну и последний, немаловажный момент – конденсаторы фильтра БП. Мне очень нравятся панасоники серий FC и FM, через мои руки прошло немало их, разных номиналов и вольтажа, деньги они свои отрабатывают, заявленные характеристики держат. Вот и сюда в БП я поставил те же панасоники FC 3300uf x 35V. К слову, достаточно и 6 банок по 2200uF. Ну и напряжения надо смотреть уже самому, всё зависит от того, какие трансформаторы собираетесь применять.

Вообще, каждый сам решает, как собирать и что ставить. Я придерживаюсь парлиста от автора, чтобы гарантированно получить результат. Платы собраны, отмыты, дело за включением. Общая схема простая, сложностей с подключением не возникло.

IMG_1176

Трансформаторы питания приехали из Польши, заказаны были на сайте http://sklep.toroidy.pl/. Мощность каждого 50ВA, 2 обмотки по 22В. В качестве РГ использовал Alps на 10кОм, из старых запасов. Собрал на фанерке, для теста. Пару недель так и проработали платы, на фанерке. При монтаже удобно то, что все провода подключаются через разъёмы, клемники, фастоны. Хотя многие просто запаивают провода в платы :)

IMG_1177

Обе платы запустились сразу же. Реле в схеме защиты подключает нагрузку через несколько секунд после подачи напряжения на трансформаторы и мгновенно её отключает, так что переходных процессов в виде щелчков и хлопков мне услышать не удалось :). Реле переключается мягко, и синхронно в обоих каналах. Померял постоянку в обоих каналах, получилось 8 и 9 мВ. На максимальной громкости — полная тишина в динамиках в обоих каналах. Измерения выложу позже, как только появится хороший генератор.

Пробовал включать эти платы биампингом на двухполосную полочную АС. В качестве фильтра использовал MiniDSP 2×4 kit. Я не умею описывать звучание так, как это делают на форумах. Могу только сказать – нравится или нет. Так вот мои самопальные полочники на альфардах запели совершенно по-другому.

Спасибо за внимание и репост.

, , ,